Роспись по материалу


Процесс эволюции материалов, процесс их смены – это явление исторически закономерное… Никогда не было раз и навсегда кем-то данных материалов для росписи и целесообразных приёмов работы ими – техник.

В современном строительстве за последние годы почти полностью изменился ассортимент отделочных материалов, внедрено в практику большое количество новых декоративных покрытий, паст, мастик, красок и лаков. Это не может, не отразится и на технологии создания произведений монументальной живописи, в которую стихийно входят и эти новые материалы, и эти новые основания, не имевшие никогда ранее в ней применения. И не секрет, что современный художник просто теряется в этом многообразии предлагаемых на рынке материалов, инструментов и технологий их нанесения. Но в то же время он должен быть технологически грамотным и употребить в дело такие материалы и так их использовать при ведении работ над росписью стен, чтобы достичь не только художественных высот, но и долголетней сохранности своих произведений. Грамотное применение материалов – одна из сторон, обеспечивающая творческий успех художника.

В своей статье я проведу небольшой экскурс по материалам, инструментам и немного коснусь технологий, исходя из личного опыта.

 

Итак, в первую очередь вам понадобится бумага, чтобы сделать эскиз своей будущей росписи. На фотографии № 1 показаны: альбом для рисования, ватман, рулонная бумага и калька. Альбом пригодится для создания формальных эскизов небольшого размера. Затем используется ватман, чтобы сделать эскиз росписи в масштабе. Рулонная бумага производится  размером в ширину  1,2 метра, в длину 10 или 20 метров. Её выгодно приобретать, когда вы создаёте эскиз большого, нестандартного размера или очень много рисуете на бумаге. Кальку используют для переноса рисунков. В своём мастер-классея показывала один из таких способов, который значительно сокращает время рисования и облегчает перенос мелких и сложных деталей эскиза на стену под роспись.

 

Во-вторых, вам может пригодиться планшет для рисования (фотография №2). Он сделан из дерева, обшит оргалитом или фанерой. Размер бывает разный, но я обычно использую 75 х 50 см или 60 х 80 см. С помощью мебельного степлера и скрепок я обтягиваю планшет бумагой, предварительно смачивая её водой. Эскиз на планшете очень удобно использовать в процессе расписывания стены и  презентации его заказчику.

 

 

В-третьих,вам будет не обойтись без вспомогательных инструментов, показанных на фотографии № 3. Это – метровая металлическая линейка и линейка меньшего размера, они используются в процессе эскизирования и переноса рисунка на стену в масштабе. Треугольник для точности определения перпендикулярных линий. Ножницы для разрезания бумаги, скотча, верёвки и т.п. Канцелярский нож для заточки карандашей.

В-четвёртых, для создания эскиза и переноса его на расписываемую стену вам понадобятся такие материалы как, графитные и угольные карандаши, сепия, соусы разных цветов, не прессованный уголь, маркеры и стирательные резинки. Всё это показано на фотографии № 4.

 

 

В-пятых, так же для создания эскиза и непосредственной росписи стен вам будут необходимы разные кисти. Как показано на фотографии №5, это могут быть строительные кисти с ручкой и без неё, флейцы, синтетические кисти, кисти из щетинки, колонка и кисть для переноса трафаретов.

Далее вам будут необходимы темперные краски, показанные на 6-ой фотографии. Настенная живопись, исполненная этими красками, имеет полную гарантию на долговечность. Многочисленные хорошо сохранившиеся образцы станковой и монументальной живописи, исполненные темперой в старину, свидетельствуют о прочности этого способа как на стенах, так и на досках. Но использовать их на фасадах и во влажных помещениях не рекомендуют. Но если их применять, то необходима тщательная пропитка готовой росписи и нанесение влагостойких лаков.

На следующей фотографии № 7 представлены акриловые краски. Эти материалы  уже принадлежат нашей современности. Прочность произведений, исполненных ими, во много раз превышает прочность настенной живописи, выполненной другим способом. Вместе с тем они позволяют работать художнику со значительно большей свободой, чем в живописи другими красками. Эти материалы прекрасно сохнут, не выцветают, ими очень хорошо делать лессировки, наносить имприматуру, добиваться декоративных эффектов. А палитра цветов и оттенков этих красочных материалов такая, что старые мастера не могли и мечтать!

Ассортимент и виды акрила очень разнообразны. Существует декоративный акрил с блеском разных расцветок, а также золотой, бронзовый, серебряный, перламутровый и т.п. Такой акрил больше используется для декорации.  В классической росписи применяется художественный акрил в тубах или маленьких баночках, который продаётся в художественных салонах. Он матовый и подойдёт для создания эскиза, росписей небольших размеров, для лессировки и прописки мелких деталей. Но он имеет высокую стоимость.

В случае, если необходимо создать художественную роспись стен на больших площадях, то лучше использовать строительный акрил. Его можно приобрести в магазинах отделочных материалов, а также в салонах декоративных покрытий. У него существуют разные базы, а именно база прозрачная и не прозрачная. Чем они отличаются? Не прозрачная база –  это кроящая краска, т.е. не просвечивает, часто имеет густоту, похожую на густоту деревенской сметаны. Ей невозможно делать лессировки. Она используется для колеровки светлыми оттенками, т.к. белила, присутствующие в составе этих красок поглощают цвет колера. Прозрачная база акрила применяется для колеровки красок тёмными цветами. Она имеет жидкую субстанцию, похожую на молочный кисель и не требует большого количества колера. Поэтому эта база хороша  для лессировок.

На этой же фотографии № 7, внизу лежат концентрированные колеры с пипеткой. Я их приобретаю в салонах по продаже декоративных штукатурок и красок. Чем же они отличаются от колорантов, продающихся в магазинах строительных материалов? На мой взгляд, они очень концентрированные, в отличие от строительных. Их необходимо добавлять по капелькам, пользуясь пипеткой. У них огромная цветовая гамма. Нужные мне оттенки я подбираю по вееру цветов, согласно моей палитре. Отдельно приобретаю баночки с пипеткой, в которые переливаю колеры. Они занимают мало места, их легко переносить в пакете. В таких баночках колер долго не высыхает.

Совет: при составлении нужного вам цвета просите менеджера  не добавлять в колер белил, т.к. это приводит к удорожанию материала и к его разбелу. Белила, содержащиеся в акриловых красках, сделают это за него, и в нужный вам тон.

Отдельно хочу заметить, что акриловые краски делятся на фасадные и интерьерные. Соответственно, фасадные используются на фасадах и во влажных помещениях, так же не возбраняется их использование в интерьерах. А интерьерные краски, в свою очередь,  лучше всего использовать только в сухих и отапливаемых помещениях.  

Художнику по  росписи стен, следует учитывать, что при высыхании акриловые краски  темнеют на один или два тона. Их нельзя смешивать на палитре с темперными красками, т.к из-за химической реакции между ними произойдёт створаживание. Но их можно с успехом комбинировать на поверхности стены, т.е. наносить друг на друга по просохшему слою и лессировать ими.

Далее вам понадобятся такие вещи, как пластиковая палитра, маленькая ванночка для раскатывания краски валиком, одноразовые баночки с крышкой для смешивания строительного акрила с колером и стеклянная палитра для декоративных гелей, о которых я скажу ниже. Всё это представлено на фотографии № 8.

На 9-ой фотографии можно увидеть ассортимент инструментов для красок и создания объёмных панно из декоративной штукатурки, гипса, мастик и паст. Это шпатели, мастихины, металлические и деревянные стеки, шило. Здесь каждый художник решает для себя сам, чем ему удобнее работать.

Для нанесения декоративной штукатурки используются металлические и пластиковые кельмы, резиновые перчатки, строительный или кондитерский шприц (фотография № 10).

 

Для создания фактур можно использовать натуральные губки, обыкновенные пакеты, различные готовые формы, продающиеся в магазинах, а так же самому изготовить индивидуальные формы из силикона (в интернете много обучающего видео по этой теме). Эти предметы представлены на 11-ой фотографии.

Необходимо будет вам приобрести ванночки для раскатывания пропиток, грунтовок и красок. Понадобятся разные по размеру и ворсу валики. И будет не обойтись без телескопической палки. Она применяется не только для насадки валика, а так же на неё удобно прикручивать  карандаш, кисть или палочку не прессованного угля на скотч (фотография №12).

Чтобы приступить к работе над художественной росписью стен, необходимо тщательно закрыть роспись по материалу пол и стены вокруг. В этом вам помогут вещи с фотографии № 13. Это – защитная плёнка на скотче, прозрачный скотч, малярный скотч, парниковая плёнка и изолента. Защитная плёнка выпускается разных размеров, её необходимо подбирать по ширине полотна. Прозрачный скотч используется для надёжного сцепления плёнок между собой и герметичной упаковки одноразовых банок по периметру крышек, для консервации материалов на длительный срок. Малярный скотч выпускается двух видов – белый и жёлтый. Они отличаются между собой качеством сцепления с поверхностью. Белый скотч отслаивается от поверхности через небольшой промежуток времени, но он практически не оставляет следов. Жёлтый скотч держится на стене крепко, но со временем сильно сцепляется с поверхностью и при его удалении он не только оставляет липкий след, но и может оторвать куски краски от стены. Его следует использовать для дополнительной фиксации укрывных материалов;   на основаниях с крепким покрытием или на короткий срок (несколько часов). Если все-таки сцепление произошло, скотч следует снимать с помощью горячего фена. Парниковая плёнка используется для укрывания пола. Изолента вам пригодится для разметки плавных линий росписи.

Не забудьте взять собой вспомогательные вещи (фотография № 14). Ведро для воды, пульверизатор для сбрызгивания стен и красок на палитре, строительные и кухонные губки для нанесения красок и ветошь для протирания кистей, палитр и поверхностей.

 

Я рекомендую взять собой ещё ряд удобных вещей, изображённых на 15-ой фотографии. Пищевая плёнка используется для защиты красок на палитре от высыхания. Пакеты для мусора соответствуют своему назначению. Одноразовые стаканчики я использую для разведения гипса. Для этого же материала (гипса) я использую разрезанный пополам детский резиновый мячик, т.к. из него хорошо удаляются засохшие остатки.  Плоскогубцы -  для открывания присохших крышек и выдавливания красок.

 

Вам может пригодиться веревка для разметки стены на квадраты со скотчем или для нанесения линии горизонта. Этот метод показан в моём видео. А так же из неё можно сделать отвес для вертикалей, если к нитке прикрепить снизу грузик (фотография № 16).

 Вам понадобятся пропитки и грунтовки (фотография №17). Как их применять я описывала в статье «Как подготовить стену под роспись».

 

На фотографиях с номером 18 и 19 я представила несколько декоративных штукатурок. Целью моей статьи не является  описание всех видов декоративных покрытий. Поэтому расскажу вам  только  о свойствах тех, которые активно использую. На первой фотографии представлена декоративная штукатурка на основе волокон целлюлозы. Подобные штукатурки могут иметь и искусственные волокна, а в некоторые добавляется мелкая фракция мрамора в виде песка. Они делятся на фасадные (так же для влажных помещений) и интерьерные. Их используют в соответствии. Такие штукатурки не дают усадку, хорошо шкурятся, из них можно сделать достаточно большие рельефы (до 3-4 см), при нанесении этот материал схватывается не так быстро, как гипс  и это его преимущество. Цена за ведро такой штукатурки  варьируется от 2000 до 5000 руб. В салонах декоративных покрытий иногда могут продать и в меньшем объёме. Такую штукатурку я использую для декорации стен объёмными панно через трафареты, для создания фактуры под роспись, лепки барельефов и на холсте под масляную живопись. Главное условие для качественной работы –  после нанесения и сушки обязательно её поверхность загрунтовать. Её можно глянцевать или создавать из неё эффекты выветренного камня, песчаных барханов, морской пены и т.п.

Выбирать такую штукатурку необходимо по консистенции и присутствию волокон. Она должна быть достаточно густой, чтобы из неё можно было лепить рельефы или выдавливать через шприц.

Так же, я использую декоративные штукатурки более тонкой структуры. Они показаны на фотографии № 19. Такие штукатурки наносятся кельмой. Я их использую как краску для декорации стен.

Резюмируя выше сказанное о декоративных штукатурках, мне хотелось посоветовать, особенно начинающим художникам, пробовать использовать эти материалы на образцах. Такую возможность предоставляют абсолютно бесплатно практически все салоны декоративных покрытий. Так как они заинтересованы в использовании их материалов. Менеджеры этих фирм  могут грамотно рассказать о свойствах и технологиях нанесения штукатурок.

Для декорации стен вам могут понадобиться всевозможные камушки, бусинки, стекляшки и морские звёзды с ракушками (фотография № 20). Этот ассортимент вы определяете для себя сами.

Для ошкуривания декоративных покрытий вам пригодится шкурка с разным зерном, маска для защиты от пыли и тканевые перчатки (фотография № 21).

 

Для создания барельефов можно использовать гипс (фотография №22). Он должен быть скульптурный и высокой прочности. Обычно это марка Г – 16. Лучше его приобретать в строительных магазинах в мешках, так как это выгоднее. В художественном салоне вы за один килограмм такого гипса отдадите не менее 120 рублей, а мешок в 30 килограмм  можно приобрести за 300 – 800 рублей. Из этого материала можно создавать очень тонкие работы.

В моём арсенале материалов (фотография № 23) присутствуют: замедлитель высыхания акриловых красок, он облегчает работу с акрилом. Растворитель акриловых красок - применяется для очистки палитры от акриловых и масленых красок, а также в случае, если при росписи стен краска затекла под плёнку и не смывается. Моделирующую гель-пасту я использую для декорации мелкими камнями, бисером, микробисером и т.п. (фотография №24). Я много раз рассказывала о её применении в своих  мастер-классах. Так же это не заменимый материал в хозяйстве. Я приклеиваю им отвалившиеся цветочки на заколках, декорирую ободки, ремонтирую сумки, наношу его на остриё мебельной фурнитуры, за которую постоянно все цеплялись, он прекрасно держится на стекле и т.д. и т.п. В общем, советую. Он очень прост в применении и колируется в нужный цвет мизерным количеством акриловой краски или цветным контуром. Смешивать гель с краской лучше на стеклянной палитре, о которой я вела речь выше, т.к. с неё легче снимаются остатки.

 

В составе используемых мной материалов есть лак для состаривания и шеллачный лак (фотография № 25). Ими можно пользоваться на стенах, на металле, на дереве, на багете из полиуретана, как представлено на моих работах (фотографии № 26 – 28).

На фотографии № 29 показаны контуры, бисер и микробисер, о которых я говорила выше.

Вам будет не обойтись без материалов для закрепления готовой работы (фотография № 30). Это различные  акриловые лаки, аэрозольные лаки и пропитки глубокого проникновения, которые чаще используются для закрепления росписи стен фасадов. Главное и объединяющее их свойство – это матовость. Глянцевые лаки своими бликами мешают нормальному восприятию изображения росписи, поэтому их не рекомендуют.

В заключении я хотела бы поделиться ещё вещами, которые облегчают жизнь художнику. На фотографии № 31 я поместила свой ящик для красок и кистей. Он не заменим в поездках на пленэр. В нём очень удобно носить материалы с собой и не бояться, что кисти прорвут пакет и потеряются. Такое чудо продается в магазинах для инструментов. Так же очень облегчает работу стремянка. Я думаю о её свойствах говорить лишнее. Не забудьте приобрести рулетку.

Резюмируя всё сказанное выше  о материалах, инструментах и технологиях нельзя не прийти к следующим заключениям.

В наше время художественная роспись стен получила широкое применение на практике и следует не только подготовить все необходимые условия для проведения её в жизнь, но и постоянно практиковать,  экспериментировать с новыми материалами, инструментами и техниками. Разработать для неё новые живописные методы на базе тех материалов, которыми располагает нынешнее время, и тех технических знаний, которыми мы обладаем.

Желаю всем творческих успехов!

Автор статьи: художник-живописец Юлия Быковская.

Свои вопросы присылайте по адресу: cltatlist.ru


Источник: http://bykovskaya.com/articles/kakie-materialy-i-instrumenty-ispolzuyutsya-dlya-sozdaniya-rospisi-sten



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Роспись по дереву. Материалы, инструменты для росписи. Художественная Лена рукоделие спецвыпуск куклы

Роспись по материалу Роспись по материалу Роспись по материалу Роспись по материалу Роспись по материалу Роспись по материалу Роспись по материалу